Мифы об удаленке: оправдана ли экономия на офисных расходах

Удаленная работа через интернет. Мифы об удаленке.

экономия на офисных расходахЕсли вас мучает экономия на офисных расходах и вы решили перевести своих сотрудников на удаленную работу, вы совершаете ошибку. Сергей Скорбенко, генеральный директор агентства DigitalWill, 60% сотрудников которого работают в удаленном доступе в разных городах России и Украины, уверен, что дешевизна удаленки сильно преувеличена, а выгоду следует искать в другом направлении, и написал для cossa.ru интересный пост


60% сотрудников нашего агентства — программисты, менеджеры проектов, аналитики, дизайнеры работают в удаленном доступе в 10 разных городах России и Украины (мы специализируемся на IT-разработках для продвижения отелей в интернете, и дистанционный принцип работы был изначально заложен в самой идее организации). Костяк команды собирается на корпоративную встречу только один-два раза в году: бывает, наши сотрудники, реализовавшие вместе не один десяток интернет-проектов, впервые лично знакомятся только через несколько лет работы.

Однако за 5 лет работы в этом формате у меня сложилось четкое понимание, что он подходит далеко не всем и не всегда. У удаленки есть свои плюсы и минусы, причем некоторые достоинства и недостатки дистанционного офиса не очень верно оцениваются.


style="display:block; text-align:center;"
data-ad-format="fluid"
data-ad-layout="in-article"
data-ad-client="ca-pub-3252121288802662"
data-ad-slot="5150620419">

Экономия на офисных расходах и зарплатах персоналу — миф

Разумеется, если предположить, что мы перенесем все наши офисы и сотрудников в один московский офис, наши расходы возрастут – экономия на офисных расходах уйдет в топку: нам нужно будет увеличить зарплатный фонд почти в два раза, расходы на технику и оборудование — в полтора, и на офис раза в четыре. Однако никто всерьез не рассчитывает расходы на организацию дистанционной работы.

Затраты на подбор персонала существенно возрастают. Найти по-настоящему эффективного сотрудника для удаленки непросто, ведь нужен человек, обладающий специфическими качествами: высокий профессионализм, честность к тем, с кем работает, желание работать в команде, самомотивация. Таких людей в нашей бизнес-культуре не очень много, а отсутствие этих качеств катастрофически влияет на скорость принятия решений и результативность работы удаленного сотрудника.

Регулярные инвестиции для внедрения и поддержки различных сервисов, программного обеспечения, базы знаний, системы трекинга задач, автоматизации бухгалтерии и другую инфраструктуру совместной работы.

Затраты на оборудование рабочих мест не исчезают, хоть и снижаются. Мы финансируем покупку необходимой удаленным сотрудникам рабочей техники.

Если для малого бизнеса минимальные ежемесячные затраты на одного «домашнего» сотрудника составляют 3–5 тыс. рублей, то с ростом компании возникает необходимость переходить на все более сложные IT-продукты, которые позволяют контролировать работу удаленного персонала, т. е. автоматически повышать расходы.

В результате, доля расходов на поддержание удаленного офиса составляет около 5% наших доходов. Так, общая финансовая экономия на офисных расходах, если исходить из расходной части, оказывается не такой большой, как ожидалось, — не в разы, а где-то на 25–30%. И этот показатель еще будет корректироваться, в зависимости от того, насколько продуктивной окажется работа удаленных сотрудников.

Как добиться эффективной работы

Как добиться эффективной работы от людей, которых ты не видишь в лицо и которые находятся за сотни километров? Как организовать контроль их работы и сплотить в единую команду?

1. Использовать тестовые задания. Быть результативными “одиночками”, работать самостоятельно, без постоянного контроля, без жестких рамок коллектива и его правил, могут лишь 3–5% соискателей на рынке труда. Есть сотрудники, организовать работу которых на удаленке стоит таких больших усилий, что это с лихвой перекрывает всю экономию в зарплате. Стараемся тщательно отсеивать таких на этапе отбора соискателей — с помощью специальных тестовых заданий. Сами по себе они абсолютно просты, но, чтобы их выполнить, надо проявить хотя бы минимум самостоятельности и инициативы. Ну хотя бы погуглить. Уже на этом этапе отсеиваются почти 95% соискателей.

2. Воспитывать своих сотрудников. Есть сложность контроля и оценки работы удаленных сотрудников. Часто требуются совершенно другие критерии KPI. Из-за этих проблем мы решили «растить» самостоятельно некоторые категории сотрудников и не привлекать их на удаленной основе: например, тестировщики и сотрудники клиентской поддержки.

3. Организовывать встречи. Дополнительных инвестиций времени и денег требует и укрепление командного духа для удаленных сотрудников. Наш опыт показывает, что даже если больше половины команды — сотрудники «невидимого фронта», корпоративное сплочение может быть достаточно высоким. Мы обычно просим всех не чатиться в скайпе, а общаться, звонить. Два раза в неделю проводим тренинги внутри отделов и общие. Раз в год организуем выездные встречи, где стараемся знакомиться «лицом к лицу».

4. Пересмотреть задачи руководителя. В такой компании должен быть уже не просто менеджер, который пинает всех и заставляет вовремя выполнять работу. Его задача и функционал меняется — в первую очередь он должен зажечь команду, повысить ее профессиональную планку, замотивировать на интерес к решаемой задаче.

Преимущества не в экономии, но в эффективности

Экономия на офисных расходах посредством перевода сотрудников на удаленную работу дает не столько финансовую экономию, сколько выгоды по качеству услуг. Успех возможен благодаря следующим факторам.

1. Самомотивация удаленных сотрудников. Это одно из самых малооцененных преимуществ удаленки, и это то, ради чего ее стоит внедрять. Если вам удалось подобрать людей, которых мотивирует само наличие более сложных и интересных задач, чем в их регионе, вы добьетесь от них гораздо более высоких результатов, чем от тех, для кого мотивация — удобный офис.

2. Выбор уникальных профессионалов. Удаленка дает замечательную возможность найти специалистов, которые обладают уникальным сочетанием знаний и компетенций. При этом вы не ограничены рамками одного города, региона или страны. У нас большой опыт работы с удаленными сотрудниками из Белоруссии, Украины, Киргизии, Молдовы и других республик бывшего СССР — хороших специалистов нужно искать везде.

3. График влияет на результат. Многим творческим специальностям удаленка дает возможность обеспечить им «условно свободный» режим работы в максимально комфортной обстановке, что тоже влияет на продуктивность. Многим удобнее работать не с 9 до 18, а с 11 до 15, потом прогулка — и опять немного поработать. Мы относимся к этому лояльно, главное — результат.

4. Доверие. Пожалуй, одно из главных преимуществ работы с удаленными сотрудниками — она меняет философию компании, заставляет пересмотреть многие установки. Доверие здесь ключевое слово, и при правильном подборе удаленных сотрудников именно это внедрение взаимно обговоренных «показателей доверия» сильно сокращает время внутренних согласований, количество неправильных решений и страхов совершить ошибку.

В сумме все это позволяет компании гораздо быстрее расти и делать более качественный продукт и услуги. Например, мы делаем для наших клиентов — отелей — более эффективные и удобные, чем существующие на рынке, системы бронирования, продающие сайты, и другие IT-системы, по значительно более низкой цене, чем в среднем по рынку, и успешно конкурируем с компаниями, которые имеют почти в 2–3 раза больше сотрудников.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(3 голоса, в среднем: 4.7 из 5)

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *